Цвет и ограждающие поверхности

Цвет и ограждающие поверхности

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ВИД ПОВЕРХНОСТИ, Пол, стены и перекрытия помещения могут иметь самый различный геометрический вид. Многообразие таких различий столь велико, что его невоз­можно охватить. Поэтому, рассматривая взаимо­действие геометрического вида поверхности с цве­том, ограничимся только типичными его разно­видностями.

Обобщенно их можно разделить на плоскост­ные, выпуклые и вогнутые поверхности. Цветовое решение каждой из них имеет свои особенности, но и характер поверхности в свою очередь по-раз­ному влияет на восприятие цвета.

Очертание каждой из ограждающих поверх­ностей обычно простое — чаще всего в виде пря­моугольника, но также в виде квадрата, трапеции, треугольника, круга, полукруга и любой другой геометрической фигуры.

В редких случаях, например в крупнопролет­ных интерьерах, очертание сложно. Пример то­му — линия сопряжения плоскости стоны с по­крытием сложной кривизны.

Для выявления формы пространства полихро­мия может сделать более наглядными особенно­сти геометрического вида стен, пола и покрытия,

 

обусловленные характером интерьера, активно их подчеркнуть:

одноцветной равномерной окраской всей плос­костной поверхности в пределах ее границ при освещении рассеянным светом, а выпукло-вогнутой поверхности — при боковом освеще­нии;

контрастным соотношением цвета поверхности по одному или по нескольким свойствам с приле­гающими цветными поверхностями;

интенсивным цветным контуром, повторяющим очертание поверхности;

контрастным соотношением цветных материа­лов и способов отделки поверхности и прилегаю­щих поверхностей.

С помощью этих приемов полихромии можно значительно повысить выразительность таких свойств формы, как целостность и статичность квадрата, направленность прямоугольника, устой­чивость трапеции и треугольника, замкнутость крута. Среди основных свойств цветов и особен­ностей их психофизиологического воздействия без труда можно отыскать характеризующие перечис­ленные свойства формы.

С помощью цвета можно утвердить значение плоскости стены, пола, потолка или с равным успехом обесценить его, умышленно или непроиз­вольно. Можно также многими способами членить их поверхность, иллюзорно изменяя этим их вид.

Решение плоскости в одном плотном цвете с матовой фактурой, диффузно рассеивающей свет и исключающей блесткость, подчеркивает двумерность формы.

Равномерное распределение цвета, однородность окраски утверждают значение плоскости, ее единство    и     цельность   при   условии     ее фронтального -освещения рассеянным светом.

В современном интерьере плоскости придается именно такое значение, особенно если она высту­пает как главное цветовое пятно, доминирующее в пространстве.

Блестящая фактура цветовой плоскости из-за бликов и зеркального отражения света искажает саму плоскость и восприятие ее цвета. Растяжка цветового тона по ширине или по высоте плос­кости, сгущение или разряжение цвета также деформируют плоскость в горизонтальном или вер­тикальном направлении, «утяжеляют» или «облег­чают» ее, придают ей динамичный характер.

При выборе цвета плоскости нужно учитывать ее материальную структуру. Так, крупнофактур­ная плоскость, окрашенная в независимые отсту­пающие цвета, может утратить свой характер, по­тому что «выступание» крупной фактуры проти­воречит «отступанию» независимого цвета.

В современном интерьере с усложненным «пе­реливающимся» пространством, перепадом уров­ней и высот форма ограждающих поверхностей имеет         сложное,     многоугольное,       динамичное очертание   в     противоположность     традиционной статичной форме прямоугольника   или     квадрата.

Характер усложненной формы и геометриче­скую четкость ее границ можно подчеркнуть при­данием ей фактурного насыщенного цветового тона, большим светлотным либо цветовым конт­растом между плоскостями стены, пода и потолка или, наоборот, ослабить, «размыть» бесфактурным независимым цветом или отсутствием цветового л светлотного контраста между смежными плос­костями.

Если стены и потолок окрашены в один цвет и одинаково освещены источником рассеянного све­та, очертания стены, а также границы между ней и потолком трудно ощутимы, особенно при их плавном сопряжении. Такое решение обычно при­нимается тогда, когда нужно создать иллюзию повышения потолка или неопределенности формы пространства.

Динамизм формы, например боковых стен зри­тельных залов с четкой направленностью к сце­не, может быть акцентирован броским или контра­стным цветовым тоном.

Аналогичное цветовое решение пола или по­толка принимается, когда желательна нагляд­ность зрительного» единства и динамизма после­довательно развивающегося «текучего» простран­ства. Пол или потолок при этом не должны иметь перепадов высот. Здесь допустимы и необходимы отступления от традиционных тусклых цветов пола и светлых малонасыщенных оттенков потол­ка.

Большая роль в композиции принадлежит фактурности цветов. Крупно фактурные цвета подчер­кивают характер формы, делают более наглядным ее очертание, «весомость», материальность массы.

Для современного интерьера характерно совпа­дение границ формы и цвета, его важнейшая сти­листическая особенность — цветовая целостность, нерасчлененность ограждающих поверхностей. Но при этом они все же имеют структурные или от­делочные членения.

Плоскость стен обычно членится оконными и дверными проемами, нишами, выступами, встроен­ным оборудованием, швами отделочных материа­лов, маршами открытых лестниц, балконами, раз­мещенной у стены мебелью, предметами убран­ства, тектоническими элементами — цоколем, по­лем стены, фризом, пилястрами. Но наиболее рас­пространены членения швами и рисунком плос­кости полов. При всем многообразии таких члене­ний их можно сгруппировать в несколько типов [57, с. 73—НО].

Гладкие нерасчлененные одноцветные поверх­ности создаются обычно в небольших помещениях. Все швы обязательно маскируются.

Полы с полосами, направляющими движение, членят пространство на отдельные функциональ
ные зоны или подчеркивают глубинность послед­него.

Полы орнаментальные предполагают особую де­коративность.

Полы со свободным рисунком делают интерьер оригинальным, необычным.

Кроме того, колы могут быть расчленены раз­ницей уровней, барьерными и прочими огражде­ниями.

Членения потолка могут быть структурными, то есть образованными различными сопряжениями выпукло-вогнутых поверхностей, вантами, конст­руктивными ребрами, балками, либо отделочными, то есть созданными с помощью осветительных приборов, светорассеивающих устройств, цветных, линейных форм декоративного характера.

Ограждающие поверхности могут члениться и только цветом. В табл. 9 показана зависимость плоскостной формы от линейных членений цве­том.

Сама плоскость как понятие геометрическое есть след движущейся линии. Если это определе­ние осмыслить эстетически, линейная форма пред­станет как специфическое средство выразитель­ности. Она может создавать плоскость, в простей­шем случае метрически повторяясь в одном направлении, (рис. 47). При более сложном варианте плоскость получают радиальным поворот­ным ритмическим чередованием линии и интерва­ла (рис. 48). Часто линейно-цветовая структура плоскости орнаментального характера обладает высокой художественной выразительностью, слу­жит ведущим мотивом решения ограждающих по­верхностей.

Известно, как украшает интерьер даже при его общем аскетическом облике такая линейно-плос­костная форма, как орган (рис. 49). Отделочные членения применяются главным образом для вы­явления формы пространства и особенностей ог­раждающих поверхностей стен, пола, покрытия, обусловленных характером этого пространства. Такая задача принимается в расчет и при струк­турных членениях.

С помощью полихромии характер членений можно сделать более наглядным и активно под­черкнуть.

Поверхность, решенная в нескольких цветах, всегда воспринимается сложной и может искажать представление о реальном масштабе, выглядеть нецельной или деформированной. При этом роль цвета значительно усложняется. На рис. 50, а все три квадрата выглядят по-разному, в разной мере они утратили плоскостной характер и начальную форму в силу их членения цветами с различными пространственными свойствами и броскостью.

 

Примечание. Особенности зрительного восприятия проявляются активно, если:

в примерах I, II все цветовые характеристики интервалов между линейными элементами тождественны или близки окружающему их со всех сторон цветовому полю и между ними нет заметной границы;

в примерах IV, V непременно присутствуют четко различимые ограничения по контуру плоскости;

в примерах XIII, XIV плоскость окрашивается в два или несколько контрастных цветов, а границы цвето­вых пятен соответствуют линейным членениям.

 

 

Таким образом, существуют вопросы, без ре­шения которых невозможно «удержать» все цвета в одной плоскости, сохранить ее целостность, чет­кость очертания, реальность представления о ее величине.

Решаются эти вопросы на основе струк­турных закономерностей цветосочетаний, общих закономерностей архитектурной композиции, а также закономерностей, рассмотренных в этом параграфе. На рис. 50, б, в, г показаны примеры разнопланового решения плоскости.

Членение плоскости наиболее активно при сильном светлотном контрасте, то есть когда раз­личные цвета, членящие поверхность, резко раз­личаются по светлоте.

Активность членения возрастает, если большой светлотный контраст сопровождается контрастами по цветовому тону, насыщенности, чистоте и фактурности (рис. 51, а).

Контраст по цветовому тону и насыщенности при равенстве или близости светлот в аспекте членения менее активен.

Нередко деформация плоскости — цель цветово­го решения. Например, статичной форме прямо­угольника придается динамизм и направленность решением его в два цвета (рис. 51, б). Светлые пятна, близкие по цвету к фону, «объединяются» с последним, «отпадая» от плоскости прямоуголь­ника. На этом принципе, как известно, основана маскировочная окраска.

Вообще способов зрительной деформации плоскости известно больше, чем приемов ее сохране­
ния.

Цветовая целостность или расчлененность стен, потомков и полов определяют ощущение масшта­ба пространства и его величины. Так, крупнофи­гурный броский по цвету или светлоте рисунок пола зрительно уменьшает плоскость пола и все пространство вообще. Монохромная, светлая, мел­кофактурная окраска, напротив, увеличивает про­странство. Таким образом, фактическая или иллю­зорная величина цветовых плоскостей, то есть плоскостная форма, влияет на восприятие формы пространственной, так же, впрочем, как н линей­ная.

На рис. 52, а, б, в изображены членения по­верхности, где композиционным средством слу­жит один цветовой тон различной светлоты. За­кономерности взаимодействия цвета и формы во всех трех вариантах различны.

На рис. 52, а светлота цвета ритмически возра­стает, сообщая композиции целостность и дина­мичность. Форма же статична, имеет пассивный метрический характер членения. Композицию оп­ределяет более активное начало — ритм цвета, подчиняющий себе пассивную форму.

На рис. 52, б и цвет, и форма подчинены од­ной закономерности — ритму. Ритм цвета и ритм подобных форм совпадают, усиливая друг друга и обогащая этим композицию. Такое совмещение ритмов — один из эффективнейших приемов гар­монизации соотношений.

На рис. 52, в композиция усложнена введением новых элементов в закономерностей. Ярко-красная

 

рамка, обрамляющая черный квадрат на насы­щенном фоне, контрастна общему ритму компо­зиции, как бы неожиданно останавливает его. Она выделяет центр композиции, конечную точку за­тухающего ритмического ряда, подчиняет себе все элементы, фокусирует внимание. Черные уг­ловые элементы композиции, не подчиняясь обще­му ритму, тем самым подчеркивают его значение, повышают чистоту цветовых тонов. Умышленно созданный конфликт, не нарушая цельности самой композиции и не меняя ее характера, вносит в нее элемент разнообразия, обогащает ео ре­шение.

Большими композиционными возможностями обладает сама линия стыка двух цветов, членя­щих поверхность. В зависимости от общей ком­позиционной задачи она может придавать сопо­ставляемым цветам самые различные очертания — от простейших контуров до сложных орнаменталь­ных переплетений, способствуя при этом объеди­нению цветов (рис. 28—32, 53).

Эти абстрагированные примеры демонстрируют некоторые общие закономерности решения конк­ретных задач членения поверхности, в том числе и чисто декоративного. Конкретное применение таких возможностей рассмотрено в разделе W.22.

Однако не только цвет влияет на восприятие формы поверхности, но и сама эта форма влияет на восприятие цвета     и цветосочетаний.   Налицо прямая и обратная       причинная   связь, активное взаимодействие

Один и тот же цвет на плоскостях различно­го очертания воспринимается по-разному и разное выражает. Например, при одинаковых площадях и одинаковом цвете нескольких плоских фигур наиболее контрастными с цветным фоном будут восприниматься фигуры с самым большим пери­метром.

Два одинаковых квадрата — светло-голубой и темно-коричневый — невозможно уравновесить из-за их резко различных «весовых» характеристик. Но если коричневый квадрат заменить равной во площади линейной формой или расчленить его на несколько более мелких форм (рис. 54). это ста­нет вполне возможным.

Гармонический по светлоте или по цветовому тону ряд из одинаковых по форме и площади прямоугольников гораздо целостнее, чем ряд из различных фигур — квадрата, круга, треугольни­ка и Т. п. Здесь целостность цветов ослаблена .от­сутствием целостности форм (рис. 54). Однако и в этом случае цвет все ясе влияет яа объедине­ние различных форм. Если несколько форм, ли­шенных единства, окрасить в один цвет, может возникнуть впечатление некоторого их объедине­ния. Среди различных форм будет выделяться их цветовая общность.

Если нарастание цветового напряжения в равноступенном   ряду     сопровождается   ритмическим нарастанием форм, целостность ряда возрастает {рис.54).

Криволинейные поверхности стен, сводов, по­толочных паддуг в Других выпукло-вогнутых по­верхностей, по-разному отражая свет, сообщают цвету красивые мягкие переходы, игру полутонов, градации светлоты и насыщенности, обогащаю] впечатление от цвета.

Выразительность цвета и цветосочетаний весь­ма зависима от качества цветовой поверхности, однородности ее фактуры, отсутствия вмятин и отклонений от маячной рейки или шаблона, чет­кости стыков и граней цветных плоскостей.

Опубликовано в Интересное

Оставить комментарий